Публикации

В России кризис высшего педобразования

2006·Учительская газета

В нашей стране, в нашем сознании существует писаный или неписаный рейтинг вузов, эта незримая шкала выступает как тот оселок, по которому мы расцениваем развитие высшего образования. У нас появились программы развития школ, а о вузах до сих пор речь не шла. Этот конкурс — уникальное явление. Он позволил наметить будущее, независимо от того, стали участники победителями или нет. Конкурс самоценен. Среди представленных программ развития вузов комиссия сталкивалась с разными вариантами. Были авральные программы — так называемые программы латания дыр. Вузам не хватает лабораторного оборудования, компьютеров. И они думают, как бы восполнить дефицит, а не о развитии. Такие вузы оказывались в арьергарде. Но были предложены и крепкие, надежные программы модернизации вузов, за счет надежных финансовых вливаний позволяющие встать на путь устойчивого развития. Это были интересные проекты собственной модернизации. Таким, например, был проект Санкт-Петербургского государственного университета. Лично мне показались наиболее привлекательными инновационные программы, обеспечивающие социально-интеллектуальный прорыв вузов, проектирующие будущее России.

Именно такие программы представили МГУ, Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Самарский государственный аэрокосмический университет, Московский государственный институт стали и сплавов, и особенно мне понравилась Высшая школа экономики. Она впервые предложила методологию компетентно-деятельностного подхода к социально значимому познанию. А также создала модель оригинальной системы жизнедеятельности вуза. Один из моих коллег по комиссии, представляющий мир точных наук, с улыбкой бросил фразу: «Ну вот среди классических и технических вузов России одержал победу и гуманитарный».

Когда я смотрю список победителей, мое сердце охватывает грусть, так как среди них не оказалось ни одного вуза, готовящего учителей. На мой взгляд, это трагедия, которая показывает, что педагогические университеты, даже лучшие из них — а наивысший балл набрал Санкт-Петербургский педагогический университет имени Герцена, по каким-то неведомым мне причинам, обучая весь мир инновационному образованию, сами не предложили эффективной и эффектной инновационной образовательной программы. Следующий конкурс будет осенью, я надеюсь, что наши учительские институты, так по старинке я их назову, извлекут урок из этого и представят талантливые инновационные программы. Я же не раз говорил и вынужден повторить, что мы имеем дело с системным кризисом высшего педагогического образования в России. Такова ситуация на сегодняшний день.