Интервью

ЕГЭ связан с ситуацией стресса не более, чем любой экзамен

2009·РИА Новости

Российские школьники начинают сдавать в школах единый государственный экзамен. О том, как школьникам и родителям относиться к нему и как бороться со стрессовой ситуацией в условиях нового вида испытаний рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Медведовской заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент Российской академии образования Александр Асмолов.

— В чем, по Вашему мнению, причина бурных дискуссий, развернувшихся вокруг ЕГЭ?

— Первый источник – волнение родителей, ребенок которых так или иначе должен пройти через проверки и испытания. Во-вторых, введение ЕГЭ касается интересов профессиональных сообществ, у которых  из-за этого возникают некие сложности. Третий возможный источник –   это  политические интересы. Оппозиция где-то должна выпускать пар. Не решаясь критиковать действия правительства напрямую, она накидывается на образование и здравоохранение. Образование является любимым объектом нападок. Все это отразилось и на ситуации с ЕГЭ.

По сути, единый государственный экзамен – это серьезнейшая попытка создать национальную систему контроля качества знаний. Такие системы существуют в разных странах мира. Мы пытаемся сделать систему, которая контролировала бы знания, которая дала бы нам картину понимания качества знаний вне зависимости от того, кто учитель, какая школа. Например, ЕГЭ показал, что в разных регионах страны сложилась катастрофическая ситуация с математикой. После чего начались нападки на ЕГЭ. Но сам экзамен в этом не виноват.

— Как следует вести себя родителям, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя при подготовке и сдаче единых госэкзаменов?

— ЕГЭ, как и любой другой экзамен, связан с ситуациями стресса. Как это показано в труде Алексея Леонтьева и Александра Лурия «Экзамен и психика», вышедшем еще в 30-х годах  прошлого века, экзаменационные испытания вызывают серьезные  вопросы, связанные со стрессом, с защитой ребенка от этой ситуации, и с многими другими вещами. Но это ситуация,  знакомая любому, кто сдавал экзамены в школе и в вузе. ЕГЭ обвиняют в том, что ребенок не знает учителей, которым он сдает экзамен, что его ведут в другую школу, где незнакомая обстановка. Это утверждение абсурдно. Приходя в вуз, ребенок также не знает преподавателей и обстановку. В этом смысле ЕГЭ является репетицией тех  экзаменов, которые студент сдает во время учебы в вузе.

Родители и дети должны помнить, что ЕГЭ – это единый, но не единственный экзамен. Есть олимпиады  по предметам, никто не отменяет также школьные оценки.  Существует несколько систем  для того, чтобы  получить объективную систему тестирования знаний школьников. И в этой ситуации мы должны понимать, что ЕГЭ ничем не хуже и не лучше других экзаменов. И родители, и ученики должны отнестись к этому экзамену как к еще одному испытанию, проверке  на образовательную и личностную зрелость. 

— Какие советы с точки зрения сохранения душевного спокойствия Вы могли бы дать самим абитуриентам в этом году, когда ЕГЭ стал официальной формой проверки знаний?

— Стресс возникает из-за родительских установок и из-за  информационного шума.  Во многих высказываниях по поводу ЕГЭ дается установка, что  единый экзамен – это страшно. Мы сами нагнетаем обстановку и сами за это расплачиваемся.  Естественно, любая новая система изначально не  бывает отлаженной  на 100 процентов. Пройдет, может быть, еще не один год,  пока она окончательно утвердится. Но это вопросы о том, как конкретно реализуется ЕГЭ сегодня, а не о праве  самого экзамена на существование.

Разумеется, любая стрессовая ситуация экзамена  может дать срыв, особенно, если  абитуриент будет думать, что, если он сдал не так, как ему хотелось, то все кончено и жизнь прошла мимо. Если расценивать каждый экзамен как путевку в жизнь, любое такое испытание станет стрессом. Это бывает у каждого, и эта ситуация не зависит от того, идет ли речь о ЕГЭ или о любом другом экзамене. Все зависит только о того, как данная  личность относится к проверке собственных знаний.