- Главная > ключевые идеи > Историко-эволюционный подход.
Историко-эволюционный подход.
Историко-эволюционный подход как междисциплинарное направление исследований в психологии
Впервые историко-эволюционный подход был сформулирован в цикле статей и выступлений в 1985 году. Историко-эволюционный подход к пониманию человека раскрывает общесистемные закономерности развития человека в разных ипостасях:
- в эволюции природы – биогенезе (человека как индивида, представителя вида, носителя таких индивидно-типических и возрастно-половых различий, как задатки, темперамент, «биологические» пол и возраст, органические побуждения);
- в истории общества – антропосоциогенезе (человека как личности, носителя социальных ролей, ценностных ориентаций, программ социотипического поведения, национального и социального характера в больших и малых социальных группах);
- и жизненном пути – персоногенезе (человека как индивидуальности, субъекта, самореализующего через действия и поступки в процессе выбора жизненного пути, отстаивании своих смыслообразующих мотивов, смысловых установок, в целом своего Я, неповторимых способностей и характера).
Кредо историко-эволюционного подхода к пониманию человека передается через метафору «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Наиболее полно историко-эволюционный подход представлен в автореферате докторской диссертации: Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности (Диссертация в виде доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.11 - психология личности).-М., 1996;
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. –М., 2007.;
Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование //Вопросы психологии 2008, №5, с.3-11;
Asmolov A.G. Vygotsky Today: On the Verge of the Non-Classical Psychology (Horizons Psychology). NY, USA , 1999.
/см. также Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Феноменология неадаптивной активности в культурно-исторической парадигме //Культурно-историческая психология, № 1, 2008, С. 37-45/.