Публикации

Золотой стандарт

2011·Новые известия

У страха глаза велики. Сейчас, после первых заявлений Фурсенко о новом стандарте образования, каждый рисует себе собственную схему, появляются разные интерпретации. Но предмет разговора еще не определен до конца. А страсти по нему уже есть. Будут еще обсуждения, споры, доработки. Одно ясно уже сейчас — стандарт не будет утвержден пока люди, подписавшие открытое письмо против этого проекта, не проголосуют за него.

При слове «стандарт» все начинают искать учебный план, названия предметов, количество часов. Потому что раньше стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. По новому стандарту не ребенок подгоняется под программу, а программа подстраивается под ребенка. Он выбирает. Теперь стандарт — это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей: о требованиях к результатам образования. Во главу угла встала программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка.

Будет 10-9 обязательных предметов (включая русский язык, математику, литературу, иностранный язык и т.д.), и лишь общие для всех — четыре. Они общие на всех уровнях, а ученик выбирает, какой он пройдет курс по предмету: интегрированный базовый или – профильный. Это увеличение возможностей выбора. Если подросток в 10 классе увлечен математикой, а гуманитарные науки ему не интересны, — он выберет литературу на интегральном уровне, а математику на профильном, – это его выбор. Но на интегральном уровне он обязательно должен пройти все 10 предметов. Мимо них он не пройдет, это был бы полный нонсенс. Тот, кому это не нужно, не будет знать математику на уровне математической школы, но будет знать на уровне общеобразовательной школы. 

И почему все должны непременно идти в вуз? Если школьник посчитал, что интегрированного уровня ему достаточно, — это его право. Не должно быть изнасилования предметом. Цель этого стандарта – картина мира, позволяющая принимать решения, найти, собрать себя. И должен быть облегчен путь дальнейшего индивидуального развития. 

По новому стандарту есть три вида оценки. В центре — личностный результат. Портрет ценностных установок учащегося. Там много критериев: установка на социальную успешность, критическое мышление, толерантность. Второй результат – умение связывать разные предметы, усвоение универсальных действий, которые позволяют синтезировать, проектировать, предвосхищать.Так мышление формируется – это стандарт школы мышления: ученик должен видеть связь между химией, математикой и так далее. И только третий результат – предметный.

Мне все звонят и спрашивают, неужели это правда, что ты придумывал этот стандарт? Ты же либерал! Я безусловно – либерал, и я выступаю как методолог этой программы стандарта, как один из идеологов школы универсального вариативного образования, которая вырастает на идеях великого психолога Льва Выготского. 

Я пристрастен. И я с огромной степенью пристрастности хочу заявить: Коперника тоже сначала все воспринимали как еретика. А его систему когда-то расценивали как покушение на святое. Однако же в конце концов всем стало очевидно, что полагать Землю вращающейся вокруг Солнца правильнее, чем Солнце считать вращающимся вокруг Земли. В свое время на смену классической физике Ньютона пришла неклассическая физика Эйнштейна. Она не отрицала прежнюю, но встала на ее место. В образовании сейчас на смену системы Яна Амоса Каменского, в которой школа выступала и выступает как фабрика по производству усредненных личностей, приходит школа индивидуальностей. Тут во главе угла – развитие личности человека. 

За этой новой системой стоят разработки классиков психологии — Леонтьева, Эльконина, Лурии. Технология урочной системы Каменского казалась нам чем-то вечным на протяжении нескольких веков. Но сегодня, когда мир вокруг нас стремительно меняется, мы просто обречены на изменения. 

Нельзя давать школьнику кусочки знаний по огромному количеству предметов. Образование должно быть избыточно, но именно в той области знаний, к которой ученик предрасположен, к которой у него есть способности, которую он сам охотно выбирает. Только так закладываются основы системного мышления и мировоззрения. Детям, которые сейчас учатся в школе, наверное, придется работать по специальностям, которых пока просто нет в природе, которые мы не можем себе представить. Без основ системного мышления выпускники окажутся в социальном болоте, они не смогут быть успешными в жизни. 

Мы вместе с коллегами создавали стандарт в логике идей Выготского, а дальше его надо разрабатывать, пробивать через административные системы. Мастера политики пошли на уступки. И я вижу в тексте стандарта чужие характеристики. Где, к примеру, появляются такие черты личности ученика как установка на служение в армии, патриотизм. А у нас были слова про защиту отечества и гражданскую идентичность… «Откуда?!», — спрашиваю. Ну это там–то порекомендовали. А это – там-то… Иначе их визы не получить…

Сергею Волкову, инициировавшему написание открытого письма против нового стандарта, я глубоко признателен. Но как бы я хотел, чтобы он понимал: не за литературу надо биться, с ней будет все в порядке… Биться надо с ведомствами, партиями и различными предметными лобби, которые не ставят своих виз без каких-то условий. В том, что создавали мы, не было слов про квасной патриотизм, это все вписывалось позже… Думаю надо сделать так: не получили эти вписки визы общества, значит – не будут воплощены. Теперь, под пристальным вниманием наших соотечественников в новой редакции стандарта уже многие вещи встали на свои места. И это еще вариант далеко не окончательный… Предстоят дискуссии, прения. Так рождается образовательный стандарт — как конвенция между обществом, семьей и государством.