По ту сторону сознания

бессознательная, установка, деятельность

Иерархия установок

Концепция иерархических уровней природы установок как механизма устойчивости поведения личности

Впервые предложена в форме кандидатской диссертации «О месте установки в структуре деятельности», защищенной в 1977 году под руководством классика современной психологии А.Н.Леонтьева. Данный цикл исследований, прежде всего, позволяет перекинуть мост между двумя ведущими научными школами ХХ века: школой психологии деятельности А.Н. Леонтьева и школой психологии установки Д.Н. Узнадзе. Он также демонстрирует ограниченность гомеостатической парадигмы адаптивного понимания человека, основанной на таком идеале познания как идеал рациональности.

Идеи об уровнях установок как механизмах стабилизации деятельности человека – уровнях смысловых установок, уровнях целевых установок, уровнях операциональных установок, уровнях психофизиологических механизмов установок – были далее развиты как во многих кандидатских и докторских диссертациях в России и за рубежом, выполненных под руководством А.Г. Асмолова, так и во многих исследованиях в разных областях психологии – общей психологии, социальной психологии, психологии труда, психологии спорта, педагогической психологии, продуктивно развивающих уровневую концепцию установки.

Эта концепция разрабатывалась при поддержке таких исследователей как Г.М. Андреева, А.В. Запорожец, Ф.В. Басин, Л.М. Веккер, Г.Г. Дилигенский,  А.С. Прангишвили, Ш.А. Надирашвили, Н.В. Симонов, А.Е. Шерозия, М.Г. Ярошевский и В.А. Ядов. Конструтивную роль в развитии идей об уровневой природе установок сыграла критика Владимира Петровича Зинченко. Семинары по уровневой концепции установок прошли в семидесятые-восьмидесятые годы в Рурском университете (г. Бохум, ФРГ), Лейпцигском университете (ГДР), Институте психологии имени Д.Н. Узнадзе (Тбилиси, СССР). Они позволили глубже понять природу неосознаваемых психических явлений, проблему бессознательного в психологии. Эти идеи сквозной линией связывают разработки классификации неосознаваемых психических явлений, динамический подход к психологии деятельности, концепцию смысловых образований личности, разработку методологии неклассической психологии и психологии личности в целом.

Идеи о взаимоотношениях установки и деятельности также нашли свое выражение в социальном проекте – федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»(2001-2005).

Наиболее полно концепция об уровневой природе установок представлена в следующих публикациях.

Материалы по теме

Асмолов А.Г. Об иерархической структуре установки как механизма регуляции деятельности /В сб. «Бессознательное и его природа, функции и методы исследования. Под ред. Ф.В. Басина, А.С. Прангишвили, А.Е. Шерозия. Том I. – Тбилиси, 1978.

А.Г. Асмолов. Деятельность и установка.-М., 1979.

Классификация неосознаваемых явлений

В 1980 году в контексте деятельностного подхода была, во-первых, дана общая содержательная характеристика бессознательного как особой формы отражения реальности, в которой субъект и мир выступают как нераздельное целое, в то время как в сознании, по  точному выражению основателя школы психологии установки Дмитрия Николаевича Узнадзе, человек видит, что существует мир и он в этом мире. Во-вторых,  была предложена классификация качественно отличных феноменов бессознательного, выполняющих разные функции в регуляции поведения:

  1. надындивидуальные надсознательные явления;
  2. неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки  личности);
  3. неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы поведения личности);
  4. неосознаваемые резервы восприятия человека, проявляющиеся в реагировании субъекта на субсенсорные надпороговые раздражители.

Впервые позитивная характеристика бессознательного была предложена в статье: Асмолов А.Г. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности // Вопросы психологии, 1980, № 3 /статья переведена на английский и французский языки/. См. также: Асмолов А.Г. Бессознательное. Философский энциклопедический словарь. –М.: Советская энциклопедия, 2 –ое издание, 1988; Асмолов А.Г. Знаем ли мы себя. Неосознаваемые механизмы регуляции поведения личности. –М., Знание, 1989;

Материалы по теме

Асмолов А.Г., Фейгенберг Е.И. Некоторые аспекты невербальной коммуникации: за порогом рациональности //Психологический журнал, 1989, т.1016

Асмолов А.Г. Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности // Вопросы психологии. — 1980. — № 3.

Динамическая парадигма

Динамическая парадигма анализа деятельности: о природе взаимосвязи надситуативной активности и установки как механизмов самодвижения деятельности

Совместно с В.А. Петровским  в 1978 году были разработаны представления о необходимости для понимания самодвижения деятельности, ее «малой динамики», разведения морфологической парадигмы анализа деятельности и динамической парадигмы анализа деятельности человека. В фокусе морфологической парадигмы анализа деятельности находится классическое описание структуры целенаправленной деятельности, предложенное А.Н. Леонтьевым: деятельность, побуждаемая и соотносимая с мотивом ; действие, направленное на осознаваемую предвидимую цельоперация как способ осуществления действия, соотносимая с конкретными условиями осуществления и достижения цели действия.

В фокусе динамической парадигмы анализа самодвижения  деятельности в качестве механизмов самодвижения рассматриваются установки личности, обеспечивающие устойчивость, стабилизацию протекания деятельности, и надситуативная активность как своего рода «движитель» деятельности (В.А. Петровский),  особая избыточная активность, побуждающая субъекта действовать «поверх барьеров» актуальной ситуации, проявлять инициативу в решении разных классов задач. Если установки стабилизируют деятельность субъекта в заранее заданных границах, обеспечивают ее устойчивый характер, то надситуативная активность как источник самотворчества, взламывая эти установки, побуждает субъекта к постановке и решению сверхзадач.  Разработанные в контексте диманической парадигмы анализа самодвижения деятельности, по мысли А.В. Брушлинского, во многом пересекаются с представлениями о психическом как процессе в школе классика отечественной психологии С.Л. Рубинштейна.

Материалы по теме

Асмолов А.Г., Петровский В.А.  О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности //Вопросы психологии, 1978, №2;

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование.-М., 1979; Петровский В.А. Человек над ситуацией. –М., 2011.

Основные публикации на сайте